Поездка в Латвию в поисках дедушки

Просмотреть увеличенную карту

Общая информация:
Длина пути: 1545 км
Даты поездки: с 10 по 14 августа 2014 года
Количество дней: 5
Автомобиль: Volkswagen Passat B6, 2008 года
Средний расход бензина: 7,1 л/100 км
Маршут: СПб - Псков - Рига - Юрмала - Сигулда - Гулбене - Берзпилс - Остров - Порхов - СПб

Мы планировали поехать посмотреть Ригу, затем позагорать в Юрмале и потом поискать дедушку на обратном пути, так как город, в котором он жил, достаточно далеко от Риги (Гулбене).
Посмотрев прогноз погоды мы решили скорректировать свои планы. Из ближайших 5 дней (столько заняла наша поездка) солнечными должна была быть только первая половина первого дня.
Поэтому мы решили провести первую половину первого дня в Юрмале, а не в Риге.
Мы выехали из СПб примерно в 3 часа ночи, так как собирались приехать в Юрмалу с утра.
Где-то около 8 утра мы въехали в Ригу. В это время там досточно плотное движение, пробки. Чтобы попасть в Юрмалу, нам необходимо было проехать через всю Ригу. Въезд в Юрмалу оказался платным (1-2 евро), об этом мы знали заранее, так как необходимо остановиться заранее перед Юрмалой и оплатить в специальном автомате въезд. автомат выдает квитанцию, которую надо поставить под любовое стекло. Автоматы находятся вдоль дороги перед въездом в город, о них оповещают знаки, главное - не зевать 🙂 Ведь если не знать заранее, то можно проехать мимо. Штраф за въезд без данной квитанции порядка 40 евро.
Юрмала похожа на дачный поселок 🙂 вся состоит из частных домов и отелей. Наверное, это местая Рублевка, но нам она напомнила деревню 🙂
Мы стали искать бесплатную парковку и за 20 минут мы нашлии ее недалеко от пляжа.
К самому пляжу подъехать нельзя. Дорога до пляжа проходит примерно в 100 метрах. Поэтому надо оставлять машину и идти пешком.
От нашей стоянки к пляжу вела какая- то дорога, но правда мы не смогли попасть к пляжу, хотя были близки к нему как никогда. Вход на пляж оборудован в некоторых местах, о которых мы на тот момент не знали. Поэтому мы просто перелезли через забор 🙂
Вдоль всего побережья заборы и здания, поэтому попадать на пляж лучше всего через эти входы, которые выполнены в виде лестниц.
И вот мы оказались на пляже. Светило солнце, песок был теплый (хотя я этого не помню), вокруг кружили осы, мы загорали под лучами латвийского солнца и наслаждались поездкой. Я читала Льва Толстого "Анна Каренина".
На пляже было мало народу, видимо все начитались прогноз погоды и не вышли загорать. А вообще был будний день.
Скоро стало жарко и мы захотели искупаться. Вода выглядела очень заманчиво, правда настораживало, что никто не плавал 🙂
И не увдивительно. Вода была - лед. Не больше 15 градусов по ощущениям. Но нас это не остановило, мы же ехали сюда купаться и загорать 🙂 Поэтому мы на несколько секунд претворились моржами и присели. Потом встали и побежали греться на пляж.
Вода нереально сводила ноги. Порой казалось, что уже не сможешь ходить.
Балтийское море напоминает Финский залив - возле берега досточно мелко, и вода там существенно теплее, чем дальше. Поэтому мы немного подпривыкли к холоду и стали играть в лонг борды.
Пока мы загорали на пляж пришла группа с детьми до 3х лет, на которых были надеты светоотражающие жилеты. Ох уж эти европейцы. 🙂 Мы подумали, что эти дети в детском саду и у них прогулка. И вместо обычной песочницы воспитательницы водят их играться на пляж в песок у моря. Повезло им. У нас такого нет.
На пляже стояли мусорные баки и осы, которые в них жили летали вокруг нашего пакета с едой.

Когда мы только вышли на пляж, то разложили пакеты с едой. Сразу же стали есть так как были голодными. Осы стали нам мешать. Мы не знали как они них избавиться.
к 12 часам погода стала соответствовать прогнозу - небо затянуло тучами, а солнце скрылось. Стало прохладно и мы решили сворачиваться. Пока собирались, начался дождь. Сперва он накрапывал, но потом пустился во всю мощь. Правда нам почти повезло. Всю силу дождя мы смогли наблюдать уже из окон автомобиля.
А вообще мы потеряли автомобиль 🙂 так как вышли не из того хода - нормальный выход. И вышли на другую улицу, минут 5 мы искали автомобиль.
Мы подумали, что сделали все правильно, решив ехать в Юрмалу. Так хотя бы 2 часа погрелись на солнышке.
Потом мы вернулись в Ригу. В Питере мы забронировали в Риге отель. Так что как раз смогли в него заселиться. В Риге еще не было дождя, поэтому мы пошли смотреть город. В Риге мы уже были до этого, но были ОЧЕНЬ рано (ссылку сюда).
Наш отель находился на приличном расстоянии от центра, но нам не привыкать к преодолению больших расстояний. Шли мы до центра целый час. И пока шли, то смотрели где можно оставить машину на следующий день, так как мы планировали еще погулять по городу, а из отеля нас бы выселили к тому времени. По дороге в центр мы увидели нечто подобное баркам как в Польше, но не зашли туда, оставив на завтра. Дошли до центра, там посмотрели на следующие памятники:
(перечислить из редиго). Потом зашли в магазин, так как моей маме надо было купить "вана талин". Пока мы его выбирали и расплачивались на улице началась настоящая гроза. Дождь шел как из ведра. Мы решили подождать в магазине пока он перестанет. Но за 15 минут он даже не подумал ослабевать. Поэтому мы решили пойти в кафе и пообедать. Обедали довольно долго, так как дождь не думал переставать 🙂 Но потом он ослаб и перестал и мы пошли смотреть город дальше. Было прохладно и сыро. Поэтому мы особо не получили удовольствия от достопримечательностей. Зашли в пару сувенирных магазинов, дошли до коллоны и поняли, что пора идти в отель, так как дождь вновь стал идти. Мы прошли мимо парка, я очень замерзла к тому моменту. Шли каким-то новым маршрутом. По лужам. Где-то стоял и поломанные тролейбусы. Мы преодолели несколько десятков луж, прежде чем оказались у отеля.
А еще мы хотели купить булочек к чаю, но ничего не было, точнее не было ни одного нормального магазина в округе. Мы купили стремные булочки в стремном деревенского типа магазине.
Дошли до отеля и стали греться. Приняли теплый душ. Попили теплый чай.
Остаток дня шел дождь, поэтому к вечеру мы очень радовались, что не стали экономить и спать в машине, а заказали отель.
Мы проснулись и выглянули в окно. По прогнозу должен был идти дождь, но - светило солнце. Мы обрадовались. Сходили на завтрак, набрали с собой еды 🙂 попросили официантов налить нам кипятка в термос 🙂 помылись, собрали вещи и пошли по новой смотреть город - первыми на очереди были бараки. Походил там (расписать поподробнее). Потом пошли на базар, а точнее на главный рынок Риги, площадью почти 60000 кв. метров. Рынок расположен в центре города, недалеко от Центрального железнодорожного вокзала и рядом с автобусным вокзалом. Состоит из пяти огромных павильонов – бывших ангаров для дирижаблей, оставленных кайзеровской армией после Первой мировой войны. При таких впечатляющих размерах, не удивительно, что на этом рынке продавалось практически все, что только можно себе представить. Мы быстро прошли почти все отделы, купили себе несколько вкуснейших, свежеиспеченных булочек... Однако, Аня застряла в отделе, где продавались безделушки из янтаря. В итоге, продавщица провела такую крутую презентацию своих товаров (рассказала историю янтаря, где его добывают, как отличить настоящий янтарь от подделки и т.п.), что мы уже были готовы купить Ане подарок, но у нас не было наличных евро, а карточки на этом рынке не принимал никто.
Затем мы отправились в центр города, досматривать то, что не успели вчера. Первым мы хотели посмотреть музей окупации Латвии, однако выяснилось, что для людей, не владеющих латышским языком, посещение этого музея будет не интересным и мы решили в него не ходить. Неподалеку от этого музея находится дом Черноголовых, который называется так благодаря черной голове, изображенной на гербе владельцев дома (купцы в 13 веке). (надо подкорректировать)
С утра мы распланировали то, как проведем этот день: сначала мы должны посмотреть Ригу, затем поехать в Гулбене, а по дороге заехать в Сигулду, при этом в Гулбене нужно было прихать до наступления темноты. Время, отведенное на Ригу, подошло к концу, мы дошли до машины и поехали в Сигулду. Рядом с Сигулдой расположен нациоальный парк Гауя, и мы планировали погулять там.
По дороге из Риги в Сигулду разразился сильный дождь. Поскольку надо было проехать около 50 км, то мы надеялись, что когда мы доедем, дождь перестанет. Так оно и вышло. Когда мы подъехали к национальному парку Гауя, оставался небольшой дождь, пока мы перекусывали и собирались, дождь перестал. Мы вышли из машины и пошли искать вход в парк. На сельской дороге в огромной луже плескалось несколько детей. Проезжающие мимо машины, окатывали их водой из лужи с ног до головы, тем самым приводя детей в дикий восторг.
До этого мы вычитали, что в парке обитают животные: белки, рысь, лоси, волки, лисицы и прочие. Поэтому посещение парка вызывало у нас некоторые страхи, связанные с возможным нападением животных (мы думали, что рысь может разорвать нас в пух и прах при встрече, но страхи оказались ложными - рысь не нападает на людей).
И вот, добравшись до некоего подобия входа в парк - к тропинке - мы вошли. Там было необычайно свежо после дождя и непередаваемо красиво: яркие насыщенные цвета зелени, реки и тропинок.
Все тропки оборудованы для туристов, также там есть подвесной мост через реку, который позволяет без проблем перебраться на другой берег, масса указателей не даст вам заблудиться. Однако при всем многообразии полезной информации и вещей для людей, парк представляет собой действительно нечто нетронутое цивилизацией. По нему довольно приятно бродить и наслаждаться красотой природы. Правда мы не учли одну маленькую деталь - комары. Их было полно! Мы носились по парку как угорелые, спасаясь от комаров. На солнце они отступали, но стоило только оказаться в тени деревьев, как они тут же кидались на нас. Поэтому мы вам настоятельно рекомендуем оббрызгаться "Фумигатором" с ног до головы.
В парке проложено много разных маршрутов (например, в 20 км, но есть и длинее). Так как наше время было ограничено, мы выбрали самый быстрый маршрут и прошли по Гауе всего 5 км. Перебрались на другой берег, осмотрели издалека пещеру, увидели пару белок и двинулись в сторону выхода. По дороге мы вышли к какому-то частному дому, возле него росло несколько яблонь, и, конечно же, Стас решил попробовать все яблоки на вкус. Распогодилось. Хотелось снять с себя кофту, но жужание комаров останавливало. Мы вышли на широкую сельскую дорогу и, двигаясь по ней, вышли из парка. Наконец-то мы сняли с себя верхнюю одежду, погода была великолепная. Мы дошли до машины, немного отдохнули и отправились дальше - в Гулбене.
Кстати, хотим сказать всем, кто едет в Латвию - обязательно и непременно посетите национальный парк Гауя в Сигулде. Оно того стоит.
Дорога до Гулбене хорошая, без ям, как в Европе. Мы сделали парочку остановок до города, и где-то к вечеру заехали в Гулбене.
Если вы уже успели забыть о цели нашего путешествия в Латвию, то напоминаем: нам надо было найти дедушку Ани, которого она не видела несколько лет и с которым давно уже потеряла связь. Раньше мы с ним переписывались и созванивались, но потом умер мой папа и дедушка почему-то стал говорить, чтобы мы ему не звонили и что это дорого, что надо писать письма, но на наши письма он не отвечал...и так много лет я каждый год хотела приехать к дедушке, но по многим причинам (возможно придуманным) не могла добраться до Латвии. В итоге на мое 25-летие Стас сделал мне подарок в виде путешествия в поисках дедушки. Последний раз, когда мы с ним общались по телефону/в письмах, он жил в Гулбене. мы предположили, что дедушка не покидал этот город, поэтому свои поиски решили начать с него. Адрес, где раньше он жил, мне дала мама.
С помощью навигатора NAVITEL мы приехали по этому адресу. Припарковались во дворе 5ти-этажных домов. Я увидела эти дома и качели, и в моей душе всплыли воспоминания двадцатилетней давности, как я качалась во дворе дома на качелях, как таскала дедушкиного кота за хвост...
Мы вошли в подъезд, поднялись на 3 этаж (там жил мой дедушка) и позвонили в дверь. Я очень волновалась... Прошло несколько минут, нам никто не открывал. Мы позвонили ещё несколько раз. Но двери остались запертыми.
Затем мы решили, что необходимо обзвонить всех соседей по лестничной площадке. Но и тут нас ждала неудача. Соседей дома не оказалось. Мы начали сомневаться в успехе затянного нами расследования, но всё-таки решили повзонить ещё в квартиры соседей, которые были расположены наверху.
И вот, ура, о чудо, одна из дверей открылась, и в дверном проёме показалась старая бабушка. Она очень плохо ходила, но была в здравой памяти и уме. Мы объяснили ей ситуацию, рассказали о том, что ищем дедушку, что он раньше жил в этом доме и не знает ли она его или тех людей, которые могли бы его знать.
На наши вопросы она лишь предложила нам пройти к ней в дом. Мы зашли... как же бедно она жила, всюду пахло старостью и лекарставами. На круглом столе стояла ваза с цветами.
Она предложила нам присесть. Мы разместились за столом на старом диване, она села напротив нас на деревянный скрипучий стул и стала вспоминать свои молодые годы и моего дедушку с бабушкой, которых, как оказалось, она очень хорошо знала. Она была хорошей подругой моей бабушки. Та частенько наведывалась к ней в гости.
Буквально на первой минуте разговора мы выяснили, что дедушка уже несколько лет назад умер. Умер, к моему сожалению, в одиночестве, не дома - в госпитале - от рака. Слышать это было очень грустно и я бы даже сказала, что больно, мне стало так жаль его, и так стыдно за себя, что я не приехала раньше, что я могла с ним общаться еще несколько лет, и мы были бы счастливы от этого общения. Столько времени ушло впустую! Человек умер в больничной палате, в одиночестве, а при этом у него была я. И я не приезжала. Это правда очень грустно осознавать. И ничего уже не вернуть. Увы.
Новость была печальной, но несмотря на это нам было интересно узнать хоть что-то про бабушку и дедушку. Мои детские воспоминания крайне скудны, поэтому я была рада услышать любые данные и сведения о своих предках.
Пожилая женщина поведела нам о том, что моя бабушка работала на железнодорожной станции, а дедушка - трактористом. Что он был высокий и красивый, и моя бабушка жутко его ревновала, говорила, что к дедушке ходят другие женщины. Хотя это был лишь плод ее воображения. Рассказала, что моя бабушка болела сахарным диабетом и многое-многое другое. Мы попросили её вспомнить где могила бабушки или дедушки, но она сказала, что из-за старости уже все позабыла, и где могила не вспомнит точно.
По данным бабки в квартиру, где жил мой дедушка переехала семья, которая раньше жила под её квартирой. Так как он жил один в трехкомнатной квартире, а у них бала большая семья, то их переселили туда после смерти дедушки - расширили им жилую площадь.
Еще бабка рассказала о том, что когда за дедушкой приехали из госпиталя, чтобы забрать его, он уже не мог самостоятельно передвигаться и был очень плох. Его посадили в инвалидное кресло и повезли. И он схватился за дверную коробку и долго долго ее не отпускал, очень крепко держался за неё, не хотел уезжать из дома. Тоже грустная нотка 🙁
После того, как дедушка умер, в его квартиру приехала социальная служба, собрала все вещи, которые были в квартире и, думая о том, что у дедушки нет родственников-наследников, выкинула все вещи: фотографии, мебель, оджеду...на помойку. Избавилась от воспоминаний, так сказать. Не осталось ничего, что могло бы напоминать о существовании моего дедушки.
Еще бабка эта говорила о том, что в городе два кладбища, и что моя бабушка похоронена на старом кладбище, а дедушка скорее всего на новом. Мы подумали о том, что завтрашний день полностью посвятим поискам могил.
Потом она похвалила нас за то, что мы отправились в такое путешествие, и сказала, что сама она из России - Псковской области. Что в России у нее похоронены родители, но она не может приехать и навестить их могилы, потому что для получения визы страховые компании отказываются выдавать ей страховку, так как ей больше 85 лет. И она теперь в Латвии и очень скучает по Родине. Потом её рассказ перешёл к тому, что она бы предпочла жить в России, а не в Латвии, что пенсия у неё небольшая, еле концы с концами сводит, что всюду проводится антироссийская пропаганда, что латыши ушемляют русских, да и вообще на русском языке лучше здесь не изъясняться. В общем, у этой соседки мы провели где-то около часа. Она закончила свой рассказ, пвторила его по второму-третьему разу, и мы покинули ее.
По совету этой соседки/бабки, мы снова спустились в квартиру, где раньше жил мой дедушка. На этот раз дверь перед нами открылась. В квартире показалась молодая светловолосая женщина. Сперва она крайне неохотно отвечала нам на русском языке, но потом, когда узнала, что именно привело нас в такое время к ней в квартиру, то стала поприветливей.
Она рассказала о том, что квартира эта муниципальная, и после смерти дедушки её семью переселили в эту квартиру, так как семья у неё большая, а квадратных метров в той квартире, где они жили раньше на всех не хватало.
Также она рассказала нам о том, что действительно социальные службы вынесли всё, что могло хоть как-то напоминать моего дедушку на помойку, что не осталось в кватрире ничего. И что если что-то и могло сохраниться (типа фотографий, которые нас особенно интересовали), то нам следует завтра обратиться в социальную службу и задать там все интересующие нас вопросы.
При этом она сказала, что моего дедушку, скорее всего похоронили на новом кладбище, так как умер он относительно недавно (лет 10 назад). Она объяснила, где находится данное клабище. Мы распрощались с ней и отправились искать кладбище. Смеркалось. Мы вышли во двор, меня снова охватила настольгия. Я постояла возле качелей, да, они были новыми, но старые качели были на этом же месте!
Везде бегали дети, и в целом жизнь у людей была беспечной и прекрасной.
Мы сели в машину и поехали искать Новое кладбище.
Смеркалось. Темнело. Так как у кладбища не было определенного адреса (координаты были весьма странными: дорога такая-то с пересечением дороги такой-то,а потом еще столько-то метров по дороге другой), то когда мы его нашли стемнело окончательно.
Поэтому посещение Нового кладбища было отложено на завтрашнее утро.
Мы снова вернулись в город и занялись поиском места для ночлега. Ночевать мы собирались в машине, но нас это не пугало, т.к. делали мы это не первый раз 🙂 Поиск места для ночлега оказался довольно проблематичным, впрочем как и всегда. Мы потратили около часа в поисках неприметного темного местечка.